А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги.

Речевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, сто­ляр, пригревает (второй класс); стенка, фиалка, котельная, квад­рат, электричество (третий класс).

Процедура и инструкция: внимательно прослушать после­довательно названные слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и са­мостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — для определения количества слогов ученику требуется повто­рение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы — замед­ленный; средний уровень — ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает по­ложительных результатов, наблюдается смешение понятий сло­га и звука; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, правиль­ное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью логопеда; низкий уровень — задание не выполнено, помощь неэффективна.

Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.

Речевой материал - слова: лист, компот, вермишель, соро­коножка (второй класс); тумба, сковорода, примчался, велоси­педист (третий класс); карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Педагог говорит: «Сейчас я буду называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов».

Оценка результатов: см. п. 2.А.

В. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником.

Речевой материал — слова: дать, правило, жаворонок, кра­сивее.

Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и скажи, сколько слогов в каждом из них.

Оценка результатов: см. п. 2.А.

Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках.

Материал — картинки со следующими изображениями: мяч, лодка, парашют, самосвал; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и определи, сколько слогов в названиях предметов, изображен­ных на этих картинках (предметы вслух не называются, задание выполняется посредством выкладывания определенной цифры).

Оценка результатов: высокий уровень — задание выполня­ется быстро и безошибочно; уровень выше среднего - картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопро­верка помогает найти ошибки; средний уровень - для опреде­ления количества слогов требуется произнесение названия пред­мета, изображенного на картинке, самим учеником или логопедом, при этом цифры в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего г- отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достига­ются при помощи лдгопеда в виде называния предметов и уточ­нения содержания инструкций; низкий уровень — все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.



2. Определение количества слогов с помощью цифр.

Материал — картинки с изображениями следующих пред­метов: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картин­ки, определи количество слогов в словах и положи под каждую картинку соответствующую цифру.

Оценка результатов: см. п. 2.Г. 1.

Д. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги.

Речевой материал — слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (второй класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (третий класс).

Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, напе­чатанные на карточках, а затем раздели их вертикальными чер­точками на слоги.

Оценка результатов: высокий уровень — деление слов на слоги не вызывает затруднений; уровень выше среднего — вы­полнение задания сопровождается комментированием, отдель­ные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы замед­ленный; средний уровень — ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопровер­ки; уровень ниже среднего - медленный темп работы, непра­вильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий «слог», «звук», «буква»; низкий уровень — стойкие затрудне­ния не позволяют справиться с заданием, помощь неэффектив­на, отказ от выполнения задания.


a-perelom-kostej-glaznici-ili-osnovaniya-cherepa.html
a-pervichnij-val-korobki-peredach.html
    PR.RU™