А. Иррациональны ли стереотипы?

У. Липпман и другие авторы считали, что стереотипы о дру­гих народах и расах иррациональны,т.е. неверны, упрощенны и искажают реальность. Так, не все русские являются мазохиста­ми, а вот автор скандальной книги "Рабская душа России"' считает всю русскую нацию мазохистами. Поэтому обобщения об этнических группах являются ложными и, в этом смысле, иррациональными. Эту точку зрения разделяют многие иссле­дователи — психологи, социологи и философы. Стереотипное мышление обладает явными недостатками.

Но еще более иррациональны сами люди, охотно пользую­щиеся стереотипами. Как ни стараются специалисты объяснить им вредность стереотипного мышления, мнения людей практи­чески мало меняются. Продолжают упорно существовать сте­реотипы о евреях, тюрках, русских, японцах и других народах.

Но люди все же чему—то научились. Как заметил Р. Браун, средние американцы научились, что нехорошо выражать свои стереотипы в обществе людей: многие теперь считают, что нельзя неосторожно высказывать расистские и этноцентрист­ские взгляды, так как это может нанести урон их карьере и бла­гополучию. Все же несомненно, что есть определенные типы людей, например авторитарные личности, которые не могут обойтись без употребления стереотипов: это в природе их мы­шления и характера.

1 См.: Ранкур—Лафсрьер Даниел.Рабская душа России. Проблемы нравственно­го мазохизма и культ страдания. Москва, Арт-Бизнес—Центр, 1996.


Этнозащитные механизмы и процессы


141


Проанализировав ряд результатов исследований, Р. Браун пришел к выводу, что стереотипы не являются иррациональ­ными в том смысле, в каком их до сих пор считали такими. Впечатление иррациональности создается самими психолога­ми, которые во время своих экспериментов предлагают своим испытуемым иррациональные задачи, требуя быстрых ответов. Затем, анализируя эти, первыми приходящие в голову мысли (ответы), психологи приписывают этим людям иррациональ­ность мышления'. Правда, никто не может отрицать, что пер­вые и непосредственные ответы нередко являются самыми искренними: когда человеку дается много времени для ответа, он уже выбирает то, что, по его мнению, уместно сказать, а что — нет.

Тем не менее считается, что стереотипы являются неизбеж­ными представлениями о самых различных группах и невоз­можно ликвидировать их. Истинны ли этнические стереотипы? Проблема состоит в том, что очень часто это трудно проверить научными методами. Так, во время эмпирических исследова­ний, проведенных в Принстонском университете, китайцы бы­ли охарактеризованы в качестве суеверных, а итальянцы — ре­лигиозных. Первая из этих черт считается отрицательной и не­желательной, а вторая — положительной и желательной. Это значит, что названным двум этническим группам свойственны вера в сверхъестественные силы, плюс этноцентрические раз­личия: черта итальянцев, с точки зрения американцев, достой­на уважения2..



Другой пример: итальянцев считают импульсивными, а анг­личан сдержанными. Это значит, что их размещают на различ­ных полюсах оси импульсивность — сдержанность, а принстон-ские студенты занимают среднюю позицию. Это уже выраже­ние их этноцентризма.

Эти примеры показывают, что люди не только имеют сте­реотипы об этнических группах, но и этноцентрические оценки этих стереотипов:приписываемые черты (т.е. атрибуции) оце­ниваются также на основе внутригрупповых стандартов. Ясно, что в таких условиях истинность или ложность этих оцененных

\ Brown R., Social Psychology (2nd ed.), N. Y., 1986, pp. 589-590. 3 Там же, с. 591.


142 Альберт Налчадмсян

атрибуцийневозможно установить. Но является ли это свиде­тельством иррациональности стереотипов? По—видимому, нет, поскольку нет ничего глупого или дезадаптивного в том, что мы судим о других исходя из своих стандартов. Эти суждения вряд ли верны, но не иррациональны, считает, например, Р. Браун. Но ведь понятно, что проблема состоит в первую оче­редь в том, что понимать под "иррациональностью"'. Посколь­ку психические явления имеют свою логику (психо—логику), а стереотипы, их появление и оценивание подчиняются законам психологии, которые еще не все открыты, то с психологичес­кой точки зрения эти атрибуции—оценки не являются ирраци­ональными. Они вполне психо—логичны. Но с точки зрения формальной логики они могут считаться нелогичными, т.е. ир­рациональными.


a-p-petrova-scenicheskaya-rech-osvoenie-predlagaemih-obstoyatelstv.html
a-pancreaticoduodenalis-inferior.html
    PR.RU™