А. Функции этнических символов в конфликтах

Этнические символы,— как мы уже знаем, выражают (или, вернее, скрывают!) определенные части, "сгустки" психическо­го склада и идей этноса, его установки и мировосприятие, я—концепцию и другие содержания этнической психики. Сим­волизируются различные представления, часть идеологии, пси­хологический опыт этноса. Символизируется часть культуры этнической группы.

Исследование символов во время этнических конфликтов, по нашему мнению, целесообразно по крайней мере по следу­ющим причинам: а) символы сразу же включают в сферу кон­фликта огромную этнопсихологическую и этнокультурную ин­формацию; б) символы облегчают осуществление психологиче­ских операций с содержанием конфликта, они кодируют эти содержания, позволяя использовать правила формальной логи­ки и психологики; в) символы позволяют маскировать такие намерения и представления сторон конфликта, которые, при их выражении "открытым текстом" дискредитировали бы их: это их эгоистические, патологические и другие мотивы и тен­денции. Иначе говоря, этнические символы позволяют субли­мировать конфликты,превращая их в нечто общенациональное; г) если используемые символы имеют общеэтнический харак-


Этнозащитные механизмы и процессы


165


тер и священны для значительной части членов этноса, они способствуют тому, чтобы в конфликт лидеров двух этносов во­влекалось большое число их рядовых членов, у которых нет личных интересов в этом конфликте.

Это позволяет в определенной мере прояснить вопрос о том, почему последователи идут за лидером. Если этническая символическая социализация членов этноса достаточно глубо­кая, то они пойдут за лидером и примут активное участие в конфликте, если даже имеют или предвидят большие личные потери.

Указанная выше сублимация этнических и других конфлик­тов, в том числе религиозных, приводит к тому, что дело этно­сов объявляется священным. "Священная война" из—за наци­ональных интересов, символов, идей и т.п. — очень обычное явление в мировой истории. Походы крестоносцев — яркий пример тому, как целые народы и их армии могут сражаться за символы, в данном случае - религиозные: за могилу Христа, за священные места Иерусалима и т.п.

Если этнический конфликт приобретает вид войны и она объявляется "священной" с участием важнейших символов, тогда, как можно предположить, агрессивность участников до­стигает высочайшего накала. Могут совершаться самые дикие, массовые избиения. Поэтому предложенные выше идеи можно успешно применять для исследования межэтнической агрессии и закономерностей преобразования ее во внутриэтнические формы агрессивных, насильственных действий.



Можно также предложить следующую гипотезу: межэтниче­ская неудовлетворенная агрессия легче превращается во внут-риэтническую, когда внутри этноса находятся люди и группы, которые, по мнению агрессора, так же оскорбляют националь­ные символы, как и чужой этнос. Вспомним предложенное еще в XIX веке русскими патриотически мыслящими интеллигента­ми представление о "внутренних турках". Именно такие люди, которые считаются предателями, легко становятся мишенью Для превращенной во внутриэтническую агрессии, прежде на­правленной на внешних врагов.


166


Альберт Налчаджян


Б. Способы сублимации этнических конфликтов

Этнические символы являются средствами сублимации эт­нических конфликтов. В тех случаях, когда конфликт имеет групповой или личный эгоистический характер и не выражает общеэтнические интересы, лидеры стремятся превратить его в общеэтнический, чтобы иметь достаточное число последовате­лей и необходимые ресурсы. В этом деле большую помощь ока­зывают этнические символы: а) символизируя конфликт, его расширяют, превращают в общеэтнический. Например, если утверждается и ярко демонстрируется, что враг поднимает ру­ку на наши этнические символы, которые освящены традици­ей, тогда члены этноса не могут оставаться равнодушными; б) символы участвуют в оправдании конфликтов с эгоистически­ми, узкогрупповыми корыстными целями участников.

Здесь, следовательно, должен наблюдаться процесс символи­ческой рационализации.Символы позволяют вовлечь в идеоло­гическое обоснование конфликта широкие идеи этноса и с лег­костью манипулировать ими. Например, организаторы погро­мов в Сумгаите (февраль-март 1988 года), в Баку (январь J990 г.) и в других населенных пунктах Азербайджана даже свои гнусные действия, садизм и людоедство пытались оправдывать "священными" идеями.


a-napryazhennost-elektricheskogo-polya-sistemi-nepodvizhnih-tochechnih-zaryadov-ravna-vektornoj-summe-napryazhennostej-sozdavaemih-v-dannoj-tochke-kazhdim-iz-zaryadov-v-otdelnosti.html
a-narusheniem-sinteza-porfirinov.html
    PR.RU™