А. Этническое самосознание и этнозащита

Во многих странах люди, начиная с раннего детского возра­ста, четко осознают свою этническую принадлежность и при общении предпочитают членов своей этнической группы. Ког­да их об этом спрашивают, они членов своей группы характе­ризуют положительно, а других — менее положительно, или да­же с помощью отрицательных прилагательных, стереотипов. Многочисленные эмпирические исследования в целом под­тверждают эту точку зрения, хотя дети менее этноцентричны, чем взрослые.

Так, во время одного исследования, проведенного среди студентов—африканцев, задавались открытые вопросы: "Кто вы?", "К какой национальности вы принадлежите?", "Какая страна ваша?". — Эти вопросы в подавляющем большинстве случаев вызывали этнические ответы,если даже были предло­жены так, чтобы создать установку на "нацию", а не на этнос1.

Этничность, племенность (трибализм), осознание себя чле­ном скорее этноса, чем многонационального государства -очень распространенное явление. Люди обычно предпочитают иметь дело с представителями своего этноса, поскольку в его среде чувствуют себя более защищенными. Такова ситуация в США, что отмечают американские авторы, такой была ситуа­ция также в СССР, в других полиэтнических обществах. Така отвечая на вопросы исследователей, многие опрошенные в Га{не ожидали лучшего обращения со стороны бюрократов своег этноса и более неблагоприятного - со стороны чиновников! принадлежащих другим этническим группам. Чужие этничесН кие группы описываются в нелестных и дискредитирующие! выражениях. Обсудив данный вопрос, Д. Горовиц заключает.^ "В целом этническая идентичность четко осознается, поведе­ние, основанное на этничности, нормативно санкционировано, и этничность часто сопровождается враждебностью к членам других групп"2.

1 См.: Kltneberg О. and M. Zavalloni,Nationalism and Tribalism Among Arrican Students. Paris and The Hague: Mouton, 1963, p. 131; Horowitz D. L.,Op. cit., p. 6 (В этой книге приведен ряд других сходных фактов).

' Horowitz D. L., Op.cit., p. 7.


Этнические защитно—адаптивные комплексы_________________ /£5

Такая констатация фактов верна, но требует психологичес­кого объяснения: почему положительная установка к своему эт­носу должна порождать отрицательную установку к другим этно­сам?Является ли сосуществование в психике человека этих двух взаимосвязанных и, возможно, взаимообусловленных, ус­тановок специальной формой этнической самозащиты, т.е. меха­низмом сохранения этноса?Одним из путей проверки данной гипотезы могло бы стать исследование процессов параллельно­го возникновения авто— и гетеростереотипов у представителей одного этноса: обусловлено ли рождение положительного авто­стереотипа рождением отрицательного гетеростереотипа? По­чему положительные чувства к одной группе должны обяза­тельно сопровождаться отрицательными чувствами к другой группе?



Б. Социальная обратная связь, я—концепция и этническая

Самозащита

К. обоснованию утверждения о том, что этническая я~кон­цепция является защитным образованием, можно подойти и с другой стороны.

Мы уже многократно указывали на то, что этническая я—концепция существует как на индивидуальном, так и на об­щеэтническом и групповом (например, семейном) уровнях. От чего зависит устойчивость или изменчивость этой сложной психической структуры? Рассмотрим несколько утверждений, которые в совокупности составляют гипотезу.

1) Когда человек получает от других людей, особенно от членов других этнических групп, такую информацию (этносо­циальную "обратную афферентацию"), которая совместима со своей этнической я—концепцией, тогда эта структура остается неизменной и даже становится еще более устойчивой. Это од­на из главных причин того, что мы так чувствительны к мне­ниям других этносов о нашем народе и о нас лично как его представителе; 2) когда воспринимаемая информация несовме­стима с его этнической я—концепцией, индивид стремится вся­чески защищаться от нее. Есть для этого несколько способов: игнорировать эту информацию, дискредитировать ее и ее ис­точник, объявив ее ложью, а ее источник — лживым. Если эта цель удается, этническая я—концепция или совсем не меняет-


186______________ ._________________________ Альберт Налчаджян

ся или в ней наблюдаются незначительные изменения. Защита структуры этнической я—концепции — зтнозащитный процесс;3)

в том случае, когда этнофору не удается дискредитировать не­благоприятную для образа этноса информацию и ее источник или игнорировать ее, тогда вероятность изменения этнической я—концепции увеличивается. Информация воспринимается, попадает в психику человека и начинает взаимодействовать с его индивидуальным этническим самосознанием, в котором, как мы знаем, в определенной мере представлена также обще­этническая я—концепция; 4) мы знаем, что индивид защищает свое самосознание и его подструктуры, используя различные "классические" механизмы1. Поскольку этносы тоже имеют потребность в психологической защите и осуществляют такую самозащиту, то наблюдаются качественно более высокие явле­ния — этнозащитные процессы и механизмы. Этносы тоже за­щищают свою я—концепцию, а с ее помощью (используя ее в качестве защитного комплекса) — свою культуру, политичес­кую самостоятельность и другие аспекты своего психического склада.




a-mesto-vihoda-zritelnogo-nerva.html
a-mi-imeem-um-hristov-1-e-kor-216.html
    PR.RU™